Многие ли сегодня помнят Ахмада Шах Масуда?
Про него в своё время говорили как о главном организаторе афганского сопротивления советской оккупации. Вскоре после ухода советских войск началась тяжелая гражданская война против Талибана. Успехам Талибана, помимо поддержки из Пакистана (и вероятно Саудовской Аравии) немало способствовало и то, что их противники были разобщены на множество враждующих группировок. Победа Талибана казалось вполне уже состоявшейся.
Однако, Ахмад Шах Масуд сумел объединить все оставшиеся силы сопротивления в единый «Северный Альянс», и удержать за собой достаточно заметную часть территории на Северо-Востоке Афганистана (на границе с Таджикистаном, населенную преимущественно этническими таджиками), которую стали называть «Масудистан».
18 лет назад, 9 сентября 2001 года, за два дня до теракта 11 сентября, Ахмад Шах Масуд был убит. Двое убийц, террористы Аль-Каиды родом из Туниса, выдавали себя за журналистов, взрывчатка была спрятана у них в камерах.
Дальнейшее известно. После теракта 11 сентября американцы вмешались в гражданскую войны в Афганистане, и уже 12 ноября Кабул вновь оказался под контролем «Северного Альянса», но уже без Масуда.
Ахмад Шах Масуд был приверженцем ханафитской правовой школы суннитского ислама. В этом, с одной стороны, нет совершенно ничего удивительного, потому что это к этой ветви относится не только подавляющее большинство жителей Афганистана, но она и вообще наиболее многочисленная в мире по числу последователей в наши дни; с другой стороны, поразительно, до какой степени наше представление об исламе формируется под влиянием наиболее экстремистских и фундаменталистких сект, представляющих лишь незначительное меньшинство мусульман.
Никак нельзя сказать, что о Масуде забыли. День его смерти ежегодно отмечается в Афганистане как национальный день памяти. Его семья играет важную роль в сегодняшней афганской политике, его единственный сын, тоже Ахмат, собирается участвовать в ближайших президентских выборах; двое его братьев (вы угадали, оба Ахматы) исполняли одно время обязанности, соответсвенно, вице-Президента Афганистана и посла в Великобритании. О нём написаны многочисленные книги, в том числе мемуары его вдовы.
Тем не менее, меня все эти 18 лет не покидает ощущение, что со смертью Масуда в мире пошло что-то не так. Интересно представить себе альтернативную историю, в которой Бин Ладен стал бы союзником Масуда, Аль-Каида ограничилась бы войной с Саудами, а «джихад» ассоциировался бы в первую очередь не с террористами, а с афганские моджахедами, которые под руководством Масуда отстояли независимость страны.
Напоследок, вот забавное видео, где Масуд встречается с неким «художником из Москвы». Оно интересно тем, что это не интервью, Масуд возможно даже не знает, что его снимают, и ведет себя вполне естественно в кругу своих; как утверждается, в том числе говорит о своих отношениях с Бин Ладеном. Перевода, к сожалению, нет, но московский гость (интересно, кто это?) говорит по-русски, так что посмотреть все равно интересно:
Наконец, вот статья из Аль-Джазиры на 13-летие убийства, там много любопытных деталей (в частности, ссылка на видео выше).
See copy at dreamwidth for more comments; currently it has