Теократический Монархист (ign) wrote,
Теократический Монархист
ign

Categories:

О соборе Святой Софии, которая теперь будет мечетью

 

Вопреки названию, мне в общем-то нечего добавить собственно о событии, которое послужило поводом для этой записи и вызвало немало откликов в интернете, вплоть даже до статьи в IT-шном блоге arstechnica, который обычно весьма далёк от подобных тем.

Собственно, насколько можно понять, с практической точки зрения мало что изменится; собор по-прежнему будет доступен для посетителей (сейчас впрочем он по-любому закрыт из-за эпидемии); византийские мозаики будут сохранены (их собираются как-то прикрывать занавесками во время служб, хотя я не очень понимаю, как это возможно). Скорее это чисто внутри-турецкая политика, Эрдогану важно символически закрепить свой разрыв с секулярной политикой Кемаля Ататюрка (в каком-то смысле, это такой турецкий аналог путинского «обнуления»). Ну впрочем посмотрим.

Я хотел только сделать два кратких замечания. Во-первых, по поводу названия. Я надеюсь, что никто из читающих эти строки не думает, что название дано в память о какой-то «Софии», но не уверен, все ли в курсе, что «Святая Премудрость» (по хорошему так должен был именоваться этот Храм по-русски), это одна из важных составных частей традиционной христианской теологии?

Читатели меня простят, если я не стану здесь подробно углубляться в теологические вопросы, но уже в Ветхом Завете в разных местах появляется «Мудрость», которая выступает как женский образ. Чаще всего это иллюстрируют отрывком из 7-й главы Книги Соломона, далее в синодальном переводе:

Познал я все, и сокровенное и явное; ибо научила меня Премудрость, художница всего.

Она есть дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи.

Ибо премудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает.

Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя: посему ничто оскверненное не войдет в нее.

Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его.

Она — одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет, и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков; ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью.

Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд; в сравнении со светом она выше; ибо свет сменяется ночью, а премудрости не превозмогает злоба.

Первая фраза в этом отрывке в традиционном церковно-славянском переводе выглядит так:

Премудрость 7:21

Или в версии Септуагинты:

ὅσα τέ ἐστιν κρυπτὰ καὶ ἐμφανῆ ἔγνων ἡ γὰρ πάντων τεχνῖτις ἐδίδαξέν με σοφία

Последнее слово, я думаю, все могут прочитать. Это и есть «Святая София».

То есть, с одной стороны, здесь не идёт речь о какой-то конкретной «Софии». С другой стороны, в христианской теологии это не просто абстрактная «мудрость», а достаточно персонализированный образ.

И второе замечание. Почему-то мало кто знает, что одновременно со Святой Софией Император Юстиниан построил и второй храм, «Святой Ирины». Хотя с архитектурной точки зрения это не настолько внушительное сооружение (но всё же весьма крупное), в определенном смысле оно еще намного интереснее, чем Святая София. Во-первых и в главных, оно никогда не использовалось турками как мечеть, да и вообще почти не использовалось. Во-вторых, Собор расположен на территории дворца Топкапы и до недавнего времени вообще не был доступен для посещения и даже для археологов. Лишь недавно там начали восстанавливать византийские мозаики, но работы, вероятно, хватит ещё на много десятилетий.

Ну и по поводу названия: Ἁγία Εἰρήνη это «святой мир» (как отсутсвие войны). Это название позволяет нам ещё раз обратиться к особенностям ранней византийской теологии. «Мудрость» и «мир» это две характеристики Иисуса; две из трёх, третья — «сила» (или «власть»), δύναμις («динами») по-гречески.

Но значит, тогда должна быть и третья церковь того же времени, Αγία Δύναμις? Может и должна, но нет (есть несколько церквей с таким названием более позднего времени в других странах). Это одна из пока нерешённых загадок древнего Константинополя :)

Ладно, хватит с нас теологии, вот несколько моих фотографий 2016 года:

Святая София

Собор Св. Софии изнутри, вид с галереи 2-го этажа

Константин IX Мономах

Византийская мозаика 11-го века; по правую руку от Иисуса Император Константин IX Мономах (которого шапка, да; 1042-1055), с другой стороны Императрица Зоя Порфирородная.

Святая Ирина

Внутренность Собора Св. Ирины. Здесь пока пустовато и немного страшновато.


See copy at dreamwidth for more comments; currently it has comment count unavailable.
Tags: история, религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments