Теократический Монархист (ign) wrote,
Теократический Монархист
ign

Categories:

Эпик Геймс против Эппла и Гугла

 

Этот ЖЖ в основном, насколько я могу судить, читают люди технически грамотные, но я не уверен, все ли вполне осознали и поняли, какой изящный трюк применила компания Epic Games в объявленной ими войне против владельцев мобильных платформ?

В начале кратное предисловие для тех, кто вообще не понял, о чём я.

Fortnite

Когда Стив Джобс в начале 2007 года объявил о новом революционной девайсе, который назвали айфоном, там не предусматривались какие-либо пользовательские приложения – только предустановленные Эпплом (желающим иметь собственные приложения предлагалась пользоваться мобильными приложениями для браузера, которые в самом деле позволяли довольно много). Однако, уже в следующем, 2008 году, Джобс резко поменял политику, создав специальную платформу для мобильных приложений для айфонов (и позднее для айпадов). За истекшие 12 лет появились, буквально, миллионы таких вот приложений.

При этом, если вы пишете приложение для айфона в свое свободное время для собственного удовольствия (или же как поддержку для какого-то отдельного бизнеса), то вам это почти ничего не стоит (помимо $100 в год за регистрацию). Но если вы хотите через своё приложение получать какие-то деньги, то Эппл заберёт себе 30% с вашего дохода (на самом деле, не всегда и иногда не 30%, а меньше, но об этом позже). И чем дальше, чем больше компаний, крупных и мелких, начинают всё громче выражать недовольство таким вот, с их точки зрения, грабежом.

(Заметим, что Эппл нещадно карает за попытку как-либо обойти этот сбор; интересно так же, что Гугл, создав вскоре свою конкурирующую платформу Android, во многом на иных принципах, в этом конкретном аспекте практически полностью воспроизвёл тот же подход: те же 30% и запрет любой попытки это обойти).

Теперь переходим к сути. Epic Games, это компания из Северной Каролины, которая уже 3 года продаёт свою супер-успешную игру под названием Fortnite. Как и почти по всех коммерчески успешных играх, бизнес-модель при этом основана на том, что во время игры участников всё время как-то поощряют или принуждают тратить деньги; и если при этом игра ведётся на смартфоне, то 30% этих денег уходит в карман Эппла или Гугла. Что, естественно, не вызывает восторга у Эпика; но в этом они не уникальны. Уникален тот трюк, который они провернули у всех на глазах.

Они каким-то небанальным способом в некий момент времени включили в своих приложениях и на айфоне, и на андроиде, возможность осуществлять платежи в обход официального API (я не знаю технических деталей, как это было сделано, но в принципе это не-невозможно, хотя разумеется должно быть заранее подготовлено, продумано и протестировано, и всё это в абсолютном секрете). Разумеется, в течение нескольких часов после того, как это стало известно, и Эппл, и Гугл, выкинули Fortnite из списка доступных приложений, после чего Эпик мгновенно подал иски в суд на обе компании (опять же, иски заранее подготовленные, в обстановке строжайшей секретности, в расчёте именно на такую реакцию). Вот иск против Эппла, и вот против Гугла.

Однако, самое прекрасное здесь не это. Дело в том, что ведь пока суд да дело, уже установленные на миллионах смартфонов приложения Fortnite остаются доступны и функциональны, включая возможность платежей в обход Эппла и Гугла! Fortnite настолько известна и популярна, что Эпик не слишком зависит от прихода новых пользователей: существующей базы им хватит на года. А теперь ещё не надо с этих денег отстёгивать 30%. Ляпота!

Эппл (вероятно, и Гугл) почти наверняка имеет техническую возможность при необходимости заблокировать и удалить уже установленные приложения (хотя бы выпустив апдейт к OS, хотя я думаю, что это необязательно). Но это такая ядерная опция, на которую они пойдут, если вообще пойдут, только уже в самом что ни на есть крайнем случае. В самом деле, существующая уже больше 20 лет торговля «виртуальными» товарами — электронными книгами, компьютерными программами, фильмами, музыкой — основана на некой иллюзии, что это эквивалент физического товара (напечатанной книги, фильмов и программ на физических носителях, и.т.п.) Удалять у человека с телефона как бы «его» игру, означает грубо покушаться на эту иллюзию, и это может стоить компаниям миллиардов долларов убытков и невосполнимых потерь для репутации. И естественно, всё это тоже было просчитано руководством Эпика в ходе подготовки к этой операции.

Ну что, молодцы ребята. Смело, неожиданно, и технически грамотно.

Теперь пару слов, что я по этому поводу думаю.

С одной стороны, конечно, было бы нелепо, если бы суд начал указывать Эпплу и Гуглу, как им регулировать свои магазины для мобильных приложений. Собственно, Эппл и Гугл ведь не единственные и не уникальные, все владельцы игровых консолей точно так же осуществляют жёсткий контроль за своими платформами; наезд именно на Эппл и Гугл связан не с юридическими, а скорее с политически обстоятельствами: интернет-гиганты, с капитализацией, измеряемой уже триллионами, вызывают у многих опасение своими возможностями контроля, и любой наезд на них получает определённую долю общественного одобрения уже по одной этой причине. Плюс к этому, смартфоны, в отличие от игровых приставок («консолей»), воспринимаются пользователями скорее как мини-компьютеры, чем узко-специализированные устройства, и любая попытка контроля за тем, что на «своих» телефонах люди могут делать, вызывает протест, которого нет по отношению к игровым приставкам. То есть в общем-то всё это чистый пиар.

С другой стороны, в позиции Эпика есть здравый смысл. Если я, скажем, написал удачное приложение для смартфорна и сумел заработать не нём, к примеру, 100 долларов, тысячу или даже 10 тысяч (что уже почти фантастика), и получил в итоге на руки, соответственно, 70, 700 или 7 тысяч, у меня не было бы никаких претензий к Эпплу, потому что если бы не их платформа, я бы и этих денег не получил. А так, получить за какое-то своё хобби в качестве приятного бонуса 1000 долларов или 700, ну принципиальной разницы нет.

Здесь же совсем другое дело. Есть супер-популярная игра, у которой свои собственные взаимодействия (эмоциональные и финансовые) с играющими. К Эпплу это уже не имеет особого отношения. Конечно, они все используют платформу Эппла и с них можно брать за это какие-то деньги, но в принципе они нуждаются в Эппле несильно больше, чем Эппл нуждается в них. Разница только в том, что Эппл со своими миллиардами может себе позволить их просто выкинуть и не поморщиться, а у них этих миллиардов в банке нет. Следовательно, со стороны Эппла (как и Гугла) это в значительной степени попытка использования своих ресурсов для оказания давления на намного более мелкие по отношению к ним (даже если сами по себе вполне немаленькие) компании. А это не очень хорошо.

У Эппла уже есть правило, по которому с каждой подписки (на приложение или на периодическую публикацию) начиная со второго года они берут уже не 30%, а 15%. Это имеет смысл: речь идёт об устоявшихся клиентах, которые уже установили свои отношения с издателем и уже расплатились с Эпплом сполна за то, что им помогли установить эти отношения. Дальше-то за что платить?

Имело бы смысл подобную практику распространить и на другие варианты платежей. Понятно, что это несколько труднее формализовать, чем подписку, но явно не-невозможно.


See copy at dreamwidth for more comments; currently it has comment count unavailable.
Tags: apple, epic, google, it
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments