Предпочтения избирателей Кабардино-Балкарии оказались однообразными до безобразия
Из девяти регионов, где 1 марта проходили выборы, больше всех похвал получила Кабардино-Балкарская Республика. Самая высокая явка, все партии при мандатах, ни одной жалобы ни до, ни после… Прямо маяк социалистического соревнования.
Для тех, кто немного разбирается в математической статистике, нехитрая задачка. Какова вероятность случайного совпадения итоговых данных сразу в трех избирательных участках города Нальчика? (Таблица 1) (Прочие условия — на официальном сайте республиканской избирательной комиссии http://www.kabardin-balkar.izbirkom.ru/).
Для тех, кто в статистке не разбирается или ленится считать, задачка попроще. Где, кроме советских сводок о выходе трудящихся на коммунистический субботник, можно увидеть отчет, аналогичный финальному протоколу Чегемской территориальной избирательной комиссии республики? (Таблица 2)
Особую прелесть документу придает абсолютное совпадение числа избирателей с числом бюллетеней, выданных комиссиям за несколько дней до голосования. Налицо уже знакомый читателям «Новой газеты» феномен провидческих способностей электоральных администраторов: они за неделю точно знают, сколько именно людей будет в списке на момент закрытия участков. Поэтому ровно столько бюллетеней заранее и просят у руководства. Глаз — алмаз. Во всех 18 комиссиях без единого промаха. Аналогично и с политическими предпочтениями. Отклонения: плюс-минус сотая доля процента.
Такой уж даровитый народ у нас в единой России. Такие уж у нас избирательные комиссии. А также наблюдатели и общественность. Не можем же мы предположить, что подобные протоколы внаглую пишутся где-то в недрах административного аппарата? Не можем. Стало быть, налицо сверхъестественные способности членов избирательных комиссий. А заодно и всего прочего голосующего населения. Есть чем похвалиться перед прогрессивным человечеством.
Член Общественной палаты, сопредседатель Ассоциации некоммерческих организаций по защите избирательных прав «Гражданский контроль» Александр Брод прямо говорит: «Выборы в Кабардино-Балкарии прошли успешно и качественно. Думаю, это связано с тем, что в республике сильная власть, открытая нуждам населения, и, доверяя руководству, граждане голосовали активно». Все правильно. В Ингушетии, когда ею руководил открытый нуждам населения генерал Зязиков, граждане, судя по электоральной отчетности, доверяли ему даже еще активнее. И зачем только сняли честного и популярного генерала?
Депутат Европарламента, журналист Джульетто Кьеза, прославленный яркими разоблачениями заговора американцев 11 сентября, тоже не увидел на выборах в Кабардино-Балкарии «никаких нарушений, никаких напряжений». Удивился, правда, что маловато народу. Но ему мягко объяснили, что, мол, перерыв, а основной поток пойдет к вечеру.
Даже сам председатель ЦИК России В.Е. Чуров отметил, что выборы в республике прошли «эффективно и в условиях высокой политической стабильности».
Вот только протоколы…
В столице республики Нальчике на 100 участках из 102 явка составила 83% с десятыми долями, и только на двух случился отскок до привычных 99%. Видать, не все успели перестроиться под новую вводную. А вообще-то чудо, что за народонаселение в Нальчике! 120 тысяч избирателей, разбитые на 102 выборки (участка), синхронно отдают «Единой России» по 72% с мизерными отклонениями. Это примерно такая же редкая удача, как встретить подряд 100 электричек, где заняты ровно 83% мест, при том, что в каждой едет непременно 72% сторонников «Единой России». Не 65 и не 84, а именно 72 с минимальным допуском/припуском. Да и всех прочих пассажиров рассадили по поездам строго в соответствии с их политическими взглядами. Специально для В.Е. Чурова, радеющего за сохранность каждого избирательного бюллетеня (ибо госсобственность!), не только не дали хотя бы одному избирателю из 120 000 унести с собой государеву бумажку, но, напротив, даже обеспечили «прибавку» двух сверхплановых. То есть народ Кабардино-Балкарии готов делиться с В.Е. Чуровым самым заветным — напечатанными в нелегких домашних условиях личными бюллетенями.
А иначе откуда бы им взяться? Не могли же местные начальники вбросить…
Куда мчишься, Русь? Нет, не допросишься ответа… Он опять поспал немножко и опять взглянул в окошко… А там все тот же открытый нуждам населения эффективный пейзаж высокой политической стабильности.
Если по чести, пассажиры с их реальными предпочтениями, симпатиями и антипатиями здесь, конечно, ни при чем. Весь секрет в кондукторах. Посмотрите, как ловко они формируют подвижной состав. В смысле обеспечивают явку. (Таблица 3)
В иных-прочих провинциях народ ходит голосовать как бог на душу положит. На одном участке больше наплыв с утра, на другом под вечер. А где-то, наоборот, в обеденный перерыв. Но только не в стабильных ландшафтах Кабардино-Балкарии. Здесь как с утра зарядили по всем участкам 15 процентов, так эшелонами и наращивают. С тем, чтобы в плановом порядке и без потерь выйти к 19 часам на заданные рубежи в 75%. Ну и еще остается один час до 20.00 — красоту навести. Надо — покажем 83 или 99%. Не надо — ограничимся 79,9%.
И опять: не можем же мы допустить, что эта бумага просто грубо фальсифицирована? Значит, в Кабардино-Балкарии такой деликатный народ. Когда на участке благонамеренный Джульетто Кьеза, люди, чтобы его не утомлять, выборы обходят стороной. Но стоит европарламентарию уйти, сразу ломятся на участки, будто в СССР за стиральным порошком. И при этом, чтобы начальству удобнее считать, успевают добровольно фасоваться в стандартные когорты.
Блистательно подтвержденный на эмпирическом материале Кабардино-Балкарии электоральный эффект Путина—Чурова характеризуется двумя новыми чертами.
1. Прирост на порядок. 10 лет назад прямые подтасовки считались делом постыдным, прятались в глухой провинции и в силу локальности были лишь срамным довеском к более или менее адекватной (хотя и не без существенных искажений) картине. В последние годы они приобрели статус чуть ли не официально одобренной практики. Да, собственно, почему «чуть ли»? Поощрительные высказывания налицо.
Первый зарегистрированный официальной статистикой случай квадратно-гнездового распределения цифр по протоколу имел место в 2003 году в высокогорной Докузпаринской территориальной избирательной комиссии Дагестана. Тогда в единственном районе России все участки (всего их было десять штук с общим числом избирателей 8881) показали абсолютно идентичные результаты. Сегодня в подобном стиле отчитывается уже целая республика, включая столичный город Нальчик. Процесс охватил сотни тысяч избирателей. Метастазы проросли туда, где прежде их никогда не было. Ну, известное дело, Татарстан с его стопроцентной явкой к 14 часам (в одном из районов) и заказными итогами. Но ведь уже и в Московской области…
2. На фоне растущих масштабов фальсификации имеет место наивно-бессовестная попытка прикрыть суть дела более правдоподобным распределением. Два-три года назад выводили в детской простоте: явка — 99%, 98% — «за». Теперь все гораздо приличнее: явка — 83%, «за» — 72%. Остальным участникам забега тоже выписали понемногу — каждому по чину. Мы ж люди не мелочные. На дворе, слава богу, эпоха гламурного прагматизма. За неуклонные 100 процентов только ушибленные комплексом неполноценности варвары бьются… Круглых и кратных пяти показателей тоже научились избегать.
Итог вопреки ожиданиям получается вдвойне отвратительным. Ибо за нарастающей беспардонностью региональных фальсификаторов как никогда ясно просвечивает отеческое наущение и поддержка наверху. Мол, что вы, товарищи, вцепились в стопроцентные итоги? Это прошлый век. Скромнее надо быть. Ну нарисуйте вы «Справедливой России» 12 процентов, а коммунистам — 8 с хвостиком. Не жмитесь, не жадничайте — мы поймем. Так теперь принято, понимаете?
И действительно. Со стороны поглядеть — очень даже приличный результат. Все участники довольны. А в реальные протоколы кто ж полезет? Только если агенты вражеских разведок, с целью вбить клин и расшатать… Вообще, черт дернул на закате лихих 90-х принять этот дурацкий закон о непременной публикации участковых данных… Надо бы отозвать.
Ведь какие были скверные времена: дураки-демократы рулили-рулили, а потом возьми да и проиграй выборы! Не, нам такого не надобно. Чем выборы проигрывать, лучше их заиграть до полной невменяемости.
Похоже, установка на дискредитацию избирательной системы и превращение ее в нечто вроде собачьей свадьбы избрана сознательно. А что, собственно, остается? Снять Немцова или Лебедева с выборов в Сочи формальных причин нет. Позволить им участвовать — недопустимый политический риск. Вот и приходится выпускать на площадку Лугового, Волочкову, сводный отряд пенсионеров с духовым оркестром, да еще кого-нибудь из «наших» с дохлыми баранами. С тем, чтобы в любой момент придраться к «случайно» допущенным кем-то из славного коллектива нарушениям и всю бодягу отменить. И у кого тогда достанет сил и терпения требовать повторного шабаша?
С точки зрения власти все просто. Или выборы должны проходить «успешно и качественно», как в Кабардино-Балкарии. Или, если горский вариант не катит, их не должно быть вовсе. А то получается черт-те что — как в Мурманске, Смоленске или Твери.
Потихоньку, полегоньку, с хиханьками и хаханьками путинская «вертикаль» уничтожает важнейшую общефедеральную институцию/инфраструктуру, которая реально связывает власть с обществом и центр с регионами. Таким образом «вертикалисты» подводят Россию к очередному циклу распада. Потому что, уничтожив демократический механизм исправления и оптимизации политического курса за счет электорального сигнала снизу, «вертикаль» оставляет в качестве гарантии государственной цельности только себя, любимую. Из животного корпоративного эгоизма и примитивного страха перед конкуренцией.
Она, «вертикаль», и есть Россия. Вы разве не поняли?